Рыболовные катушки http://nachodki.ru/shop/okhota-turizm-rybalka/katushki.html на сайте nachodki.ru

Содержание серы в дизельном топливе

Топливо можно разделить на «сернистое» и «малосернистое». «Сернистым» называют топливо, содержащее 0,2% серы, а «малосернистым» - 0,035% и менее. В последние годы в рамках борьбы за экологию жёстко нормируется содержание серы в дизельном топливе, так в 2005 году в России вступил в действие ГОСТ Р 52368-2005, в точности копирующий евронормаль EN-590.

Новый стандарт качества дизельного топлива допускает выпуск дизельного топлива трех видов: с содержанием серы 10, 50 и 350 миллиграмм на килограмм топлива: это означает соответствие нормам Евро-5, Евро-4 и Евро-3. Но по настоянию госструктур (прежде всего военных), эксплуатирующих технику с дизельными двигателями, чей выхлоп порой не соответствует даже требованиям Евро-1, не был отменен действующий ГОСТ 305-82, разрешающий содержание серы до 0,2%. Резкий переход в сторону евростандартов также сдерживается техническими особенностями эксплуатируемой в России техники, при проектировании которой опирались на действующий стандарт топлива и технологическими возможностями нефтеперерабатывающих заводов. По некоторым оценка, сейчас в России 75 – 85% НПЗ производят дизельное топливо с содержанием серы 0,05- 0,2%, что можно считать для России базовым. Однако эта норма пересматривается.

Содержание серы определяется на специальной аппаратуре с помощью рентгеновского излучения. Чем меньше ее в топливе, тем дольше служит каталитический нейтрализатор, дожигающий токсичный оксид углерода (СО), несгоревшие углеводороды (СН) и вредные оксиды азота (NOx). При концентрации серы менее 350 мг/кг нейтрализатор будет исправно работать не один десяток тысяч километров. Сера, взаимодействуя с драгоценными металлами нейтрализатора, снижает их химическую активность.

Понижение содержания серы в дизельном топливе, как правило, приводит к уменьшению его смазывающих свойств. Дизельные топлива с содержанием серы меньше 0,035% имеют ухудшенные смазывающие свойства. Сера необходима для смазки трущихся пар внутри дизельных топливных агрегатов. Ведь они смазываются исключительно соляркой, антифрикционные и противозадирные свойства которой напрямую зависят от концентрации серы: чем ее больше, тем лучше. Поэтому в малосернистое топливо нужно добавлять противоизносные присадки, а смазывающую способность — нормировать. Согласно евронормали EN-590 она определяется по износу стального шарика диаметром 6,5 мм, который трут определенным образом о пластину, погруженную в топливо, — диаметр стесанной «шляпки» не должен превышать 460 мкм.

Сера и ее соединения в качестве естественной составляющей входят в состав сырой нефти в виде элементарной серы, сероводорода и различных органических соединений (меркаптанов, сульфидов, дисульфидов и др.), при этом в более тяжелых погонах нефти серы и сернистых соединений содержится больше, чем в легких). Общее содержание остальных соединений серы в топливе ограничивают предельной нормой показателя «массовая доля серы». Ужесточение норм по этому показателю требует углубления очистки от серы и, соответственно, дополнительных затрат на производство топлива, повышает его стоимость, сокращает ресурсы. Поэтому в определенном количестве сера присутствует во всех коммерческих топливах.

Напомним, что действующий стандарт делит дизельное топливо на «сернистое» и «малосернистое». В эти термины в разное время вкладывали различный смысл. Когда производители техники совсем не имели или имели минимальные ограничения выбросов вредных веществ, содержание серы нормировали, исходя из возможности обеспечения надежной работы двигателя без  снижения его ресурса, но так, чтобы это не уменьшало выход топлива и не повышало его стоимости.

Для решения этих проблем дизельным маслам с помощью щелочных моющих присадок придали нейтрализующую способность. Присадки практически полностью предотвращают коррозионное изнашивание деталей двигателей и повышенное нагарообразование. При достаточной щелочности масла (около 8 – 10 мг КОН/г) износ комплекта поршневых колец при работе на топливах с содержанием серы 1,0; 0,5 и 0,2% практически одинаков, если смена масла выполняется своевременно. При работе на топливе с высоким содержанием серы щелочное число масла убывает быстрее и пробег до смены масла сокращается.

Сегодня ситуация изменилась. Теперь «сернистым» называют топливо, содержащее 0,2% серы, а в «малосернистом» ее может иметься всего 0,035% и менее. В чем причина таких резких перемен?

В последние годы в связи с остротой проблемы загрязнения окружающей среды от эксплуатации быстро растущего многомиллионного парка автомобилей вводятся все более строгие нормы на выбросы автомобилем токсичных соединений, твердых частиц, других загрязнителей воздуха. Соблюдение этих норм потребовало от производителей техники применения в конструкции автомобилей различных систем управления выбросами (дожигателей, каталитических нейтрализаторов, фильтров и т.д.), а также изменений в организации процесса сгорания, введения рециркуляции отработавших газов, новых систем впрыскивания топлива.

Смазывающая способность и содержание серы. Топливо уменьшает силу трения деталей в топливных насосах и форсунках, а также поршня о зеркало цилиндра. Загрязняющие вещества также снижают смазывающую способность топлива. Особенно сильное влияние в этом плане оказывает вода.

Твердые частицы могут стать причиной ускоренного амортизации деталей и выхода из строя агрегатов системы питания. Методики определения смазывающих свойств топлива не настолько глубоко разработаны, как это должно быть. Существует две стандартные методики проверки этого свойства: методы HFRR (стендовые испытания на высокочастотное возвратно-поступательное движение) и SBLOCLE (трение шарика в цилиндре), однако ни один из методов не дает однозначно точных результатов.

Исследования показали, что побочным эффектом процессов гидроочистки, использующихся для удаления из топлива соединений серы, является снижение содержания соединений, от которых зависят смазывающие свойства топлива. В Европе и США особенно обострилась проблема смазывающих свойств в последние годы в связи с ужесточением норм содержания серы в топливе: сразу же возросло количество неисправностей топливных насосов высокого давления.

Содержание серы – главный «экологический» показатель дизельного топлива.